Коммуникации в хирургии

Друзья, коллеги!

neymarkМногие из вас, вероятно, будут удивлены, увидев в программе XIV Съезда хирургов России секцию «Коммуникации в хирургии». Казалось бы, какое отношение это имеет к нашей врачебной специальности, где во главу угла традиционно ставились мануальные навыки?

На самом деле, ситуация, когда количество судебных исков к медработникам стремительно увеличивается, диктует необходимость на хирургическом форуме уделить внимание искусству общения врача с пациентом и его родственниками. Необходимо признать, что в значительной части случаев конфликт, доводящий до суда, разгорается из-за нарушений врачебной этики и деонтологии: пациент может высоко оценить профессионализм специалиста, но остаться неудовлетворённым тем, что с ним плохо поговорили, недостаточно хорошо разъяснили суть предстоящего лечения и вероятность осложнений.

Как избежать конфликта, приводящего к финансовым претензиям, уголовному преследованию хирурга? Ответы на этот вопрос прозвучат в рамках данной секции от юристов, психологов, бизнес-тренеров и специалистов в области медицинских коммуникаций.

Мы ставим перед экспертами задачу показать нам, хирургам, каким должно быть эффективное и безопасное общение на этапе первого знакомства с пациентом, в момент его выписки и в послеоперационном периоде. Отдельный вопрос - как строить взаимодействие с пациентом или его родственниками при неблагоприятном исходе лечения. Также для современного врача важно овладеть искусством внешних коммуникаций: уметь позиционировать себя в социальных сетях и СМИ, правильно реагировать на публичные негативные отзывы о себе. Практика показывает, что эта наука не менее сложная, чем хирургия.

Работа секции будет выстроена в форме обучающего семинара с практикумом: панируется разыграть разные потенциально конфликтные ситуации по ролям, чтобы разобрать возможные сценарии их развития и поведение каждого из участников коммуникации.

Цель номер один, которую мы ставим перед собой, организуя эту секцию - привлечь внимание профессионального сообщества к данной проблеме, выяснить, насколько важной её считают сами хирурги, и готовы ли они учиться выстраивать правильные медицинские коммуникации. Надеемся, что заинтересованность будет высокой, и информация, которая прозвучит, будет полезна для хирургической общественности.

Александр Неймарк
доцент, ведущий научный сотрудник НМИЦ им. В.А.Алмазова